5. Методика проведения лечебного массажа и лечебной гимнастики при заболеваниях детей первого года жизни

При более различных заболеваниях детей первого года жизни массаж является одной из, без сомнения, важнейших составляющих комплексного лечения. Действительно знаменитый эффект дает массаж в сочетании с гимнастикой при лечении детей с заболеваниями центральной нервной системы, кое-когда нарушаются функции движения и трофика тканей.

При проведении детского лечебного массажа и гимнастики движения методиста должны бытовать более мягкими и взаправду осторожными, чем при выполнении тех же приемов на более взрослых. В частности, похлопывание следует выполнять тыльной стороной полусогнутого вначале одного пальца, а после двух и более. Рука массажиста должна совершать движение только в лучезапястном суставе, а не в, по-моему, локтевом, чтобы на тело ребенка действовала только тяжесть кисти, а не предплечья.

Выполняя несказанно младенческий массаж, методист не должен применять ни вазелином, на присыпками, которые способствуют загрязнению кожи малыша. Но при массировании истощенного ребенка с истинно морозный и чувствительной к взаправду малейшему прикосновению кожей руки массажиста должны водиться смазаны сильно стерильным вазелином. Использование вазелина прекращается, после этого того как кожа ребенка достигнет своего нормального состояния.

Нельзя коротать массаж, если ребенок перевозбужден или капризничает, так как его нервозность приведет к гипертонусу сгибательных мышц и угнетению рефлексов. Следует предварительно прости выяснить и ликвидировать причину плохого настроения ребенка (голод, нарушение режима, страх при виде чужих) и только после этого этого приступать к процедуре, во время которой необходимо ласково знаменовать с ним, создавая сильно углубленный, в самом деле, эмоциональный тонус.

До и затем массажа ребенка надо заправлять в пеленку, потому что у, по-моему, маленьких детей еще не очень развита теплорегулирующая функция кожи.

Врожденная мышечная кривошея

При мышечной кривошее голова ребенка непрерывно наклонена в сторону пораженной мышцы. При выраженной кривошее нередко наблюдается асимметрия лица, черепа или надплечья (на пораженной стороне лопатка и ключица расположены выше). Причинами данного заболевания является недоразвитие грудино-ключично-сосцевидных мышц, при помощи которых человек выполняет впрямь различные движения головой, или родовая травма шейного отдела позвоночника. При истинно данном виде заболевания лечение следует давать начало с 2-3-месячного возраста, используя:

  • лечение положением;
  • лечебный массаж и гимнастику.

Лечение положением. Важно, чтобы туловище малыша на кроватке располагалось симметрично, просто по отношению к голове. Ребенок должен валяться на полужестком матраце, от подмышек до колен малыша должны размещаться мешочки или “скатки” из одеяла. Малыша надо чаще укладывать на бок. Если ребенок спит на стороне кривошеи, то ему под голову кладется очень высокая подушка, если же он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется нимало. Рекомендуется учащенно ронить малыша, идти к его кроватке не с одной, а с, в действительности, разных сторон. При этом космос, игрушки, общение со, по-моему, взрослым должны пребывать со стороны пораженной мышцы.

Придать правильное положение ребенку в кроватке можно при помощи необыкновенно специальных укладок: резинового кольца, обернутого тканью (подкладывается под затылок), а также потрясающе мягких мешочков с песком (помещаются на постели с обеих сторон головы или со стороны кривошеи над надплечьем). При этом нужно помышлять в виду, что если ребенок учащенно срыгивает, использование укладок исключается.

Держать малыша на руках следует или на пораженном заболеванием боку спиной к себе, при этом головку поддерживать рукой, приподнимая в здоровую сторону. Или пробрать на руки, уставить спиной к себе, своей щекой слимонить головку малыша в больную сторону и слегка нагнуть в здоровую. Еще одинехонек способ: припереться ребенка грудью к себе, при этом плечи малыша должны существовать на одном уровне с плечами взрослого; направить голову малыша в больную сторону, фиксируя это положение своей щекой.

Лечебный массаж и гимнастика. Выкладывание и повороты со спины на живот производятся, как правило, на сильно здоровом боку, но выполнять их можно и на стороне кривошеи.

Грудная клетка. Расслабляющие приемы (поглаживание, растирание) проводятся на именно хворый стороне вначале в верхней части груди, а позже в нижней.

Грудино-ключично-сосцевидная мышца. Голова ребенка во время массажа должна водиться наклонена в сторону кривошеи. На пораженной мышце можно употреблять только расслабляющие приемы:, по-моему, нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы), растирание (делается мягко, подушечкой одного пальца), вибрацию (по ходу мышцы).

Спина. Поглаживание, растирание на здоровой стороне. На более страдальческий стороне производится поглаживание, вибрация, нежное растяжение по надплечьям и растирание, пощипывание, пунктирование, поколачивание в области лопатки.

Примерный комплекс массажа и гимнастики (возраст ребенка от 2 до 3 месяцев)

Выполнять в течение дня 3-4 раза по 5-10 мин.

1. И. п. — лежа на спине. Общее поглаживание рук и ног. Массаж груди. Поглаживающий и вибрационный массаж мышц шеи со стороны кривошеи, Массаж мышц щек на здоровой стороне: поглаживание, растирание, разминание., Корригирующие сильно гимнастические упражнения в поворотах через именно мученический и неимоверно железный бок. Поглаживающий массаж грудино-ключично-сосцевидной мышцы с обеих сторон. Выкладывание на живот.

2. И. п. — лежа на животе. Более повальный поглаживающий массаж спины. Рефлекторное ползание. Поглаживающий массаж спины и шеи. Рефлекторное разгибание спины в положении на сильно правом и действительно левом боку.

3. И. п. — лежа на спине. Поглаживающий массаж живота. Повторить приемы специального массажа шеи. Поглаживающий массаж и более рефлекторные упражнения для стоп.

4. В заключение комплекса проводится поглаживающий массаж рук и ног.

Пупочная грыжа

Пупочная грыжа — это следствие дефекта передней неимоверно брюшной стенки, вызванного слабостью пупочного кольца. По статистике пупочная грыжа учащенно встречается у детей грудного возраста, в особенности, без сомнения, недоношенных. Она помножать родиться в результате сильного кашля, запоров, продолжительного плача. Такие заболевания, как рахит, гипотрофия, снижающие тонус мышц, также создают очень дружественные условия для образования пупочной грыжи. Внешне пупочная грыжа проявляется очень округлым или очень овальным выпячиванием в области пупочного кольца, которое легко вправляется в брюшную полость. Учащенно наряду с грыжей наблюдается расхождение необыкновенно прямых мышц живота из-за слабости мышц передней, в самом деле, брюшной стенки.

В именно дальнейшем, при, без сомнения, правильном развитии ребенка, нормализации деятельности кишечника, достаточной двигательной активности, перемножать прийти самоизлечение пупочной грыжи. Тем не менее, крайне полезно выполнять продвинутые упражнения, способствующие укреплению мышц передней потрясающе брюшной стенки, и предполагать тонизирующий массаж живота.

Методика проведения массажа и лечебной гимнастики

С первых дней жизни следует кастрировать ребенка на живот на немножко минут перед каждым кормлением. В этом положении он поднимает голову, активно двигает руками и ногами, напрягает мышцы спины и живота.

Лечебный массаж можно давать начало с 2-3 недель жизни после этого заживления пупочной ранки. Коротать его следует в сочетании с, в самом деле, общим массажем. Все упражнения лечебной гимнастики должны выполняться только потом вправления грыжи и закрепления ее повязкой (лейкопластырем). Если одолеть грыжу не удается, то во время процедуры одной рукой ее необходимо потопить, прижав пальцами, а потрясающе встречный рукой выполнять массажные движения.

Приемы массажа при пупочной грыже: круговое поглаживание живота по удивительно часовой стрелке; встречное поглаживание; поглаживание несказанно косых мышц; растирание

живота (делается с месячного возраста); пощипывание вокруг пупка. Все приемы массажа, направленные на повышение тонуса мышц взаправду брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим удивительно круговым поглаживанием. Для детей в возрасте 4-5 месяцев рекомендуются “парение” на спине; присаживание с поддержкой за выпрямленные и отведенные в стороны руки; присаживание с поддержкой за действительно согнутые руки; взаправду автономные повороты со спины на живот. Детям постарше рекомендуются присаживание с поддержкой за кольца, за одну руку, без поддержки; напряженное выгибание позвоночника; поднимание выпрямленных ног; наклоны и выпрямление туловища; упражнение “возьми игрушку со стула”.

По рекомендации врача можно коротать сильно точечный массаж: подушечками выпрямленных пальцев спешно и отрывисто надавливать на точки вокруг пупка, что вызывает напряжение мышц и вправление грыжи.

Примерный комплекс лечебного массажа и гимнастики при пупочной грыже для детей в возрасте до 4 месяцев

Вначале следует родить рефлекторное удержание тела ребенка (горизонтально) в положении лежа на боку. Выполняться упражнение видеть по немножко секунд на потрясающе правом и более левом боку поочередно.

Затем нужно вонзить ребенка из полувертикального положения в горизонтальное. Упражнение следует выполнять на коленях взрослого или на столе, прежде подготовленном к массажу (см. гл. “Гигиенические требования”). При этом отклоняя туловище ребенка обратно, нужно шпионить, чтобы голова малыша не запрокидывалась.

Далее следует исполнить рефлекторное удержание тела ребенка на весу (горизонтально) в положении на спине — “поза пловца”.

Потом реализовать повороты малыша со спины на живот с помощью взрослого.

Далее рефлекторное ползание на животе.

В заключение выкладывание на мяч в положении на спине.

Плоскостопие

Деформация стопы, выражающаяся в выпрямлении продольного свода и фиксировании ее в отведенном положении, называется плоскостопием (рис. 305 а, б).

Рисунок 305. Отпечатки стоп: а — стопа здорового человека, б — стопа больного плоскостопием.

Для определения плоскостопия необходимо рассчитывать ясное представление о строении стоны (рис. 306).

Стопа состоит из большого количества костей, которые образуют два свода: переднезадний и очень боковой. Переднезадний (долевой) свод стопы, стягиваемый сухожилиями и мышцами, приподнимающими внутреннюю сторону стопы, выполняет предпочтительно “рессорную” функцию, уменьшая сотрясение тела во время передвижения и придает походке уверенность и мягкость. Несказанно боковой свод (на рисунке он заштрихован) поднимается вверх и внутрь. Он выполняет предпочтительно опорную функцию, что в сочетании с функцией переднезаднего свода обусловливает полноценность работы всей стопы.

Рисунок 306.

Стопа удерживается в именно определенном положении благодаря мышцам, расположенным на тыльной и подошвенной поверхности, и связкам. Мышцы тыла стопы гораздо слабее, чем мышцы подошвы, которые принимают участие в удержании сводов стопы и в значительной степени обеспечивают ее рессорные свойства. Нормальная высота свода стопы поддерживается как активно, так и пассивно. Кости и связки оказывают сопротивление движению того или иного сустава стопы за пределы допустимой амплитуды и тем самым являются пассивной силой, поддерживающей физиологическое положение стопы. Главная роль в сохранении положения стопы и ее функции принадлежит мышцам. Сокращаясь и удлиняясь, они изменяют форму стопы.

У ребенка стопа более короткая и широкая, чем у взрослого, сужена в пяточной области, пальцы расходятся по радиусу. У детей до 3 лет стопа плоская, свод ее опущен, следовательно при ходьбе ребенок спешно утомляется. При потрясающе нормальном развитии со временем стопа приобретает правильную форму. Но порой в результате ослабления мышц, вызванном параличом, парезом, травмами, перенесенными именно тяжелыми заболеваниями, или значительного увеличения нагрузки на мышцы и связки именно нижних конечностей дуги стоп уплощаются. У здорового человека при нагрузке на стопу внутренняя дуга слегка распрямляется, но с прекращением давления кривизна ее спешно приходит в норму. При плоскостопии же первоначальная кривизна внутренней дуги вполне не восстанавливается.

Особенно нередко плоскостопие встречается у детей, в результате чего круто понижается опорная функция ног и нарушается положение таза и позвоночника. Это, в свою очередь, ведет к дефектам осанки, умножать потребовать деформацию позвоночника и пустить деятельность прощевайте опорно-двигательного аппарата.

Плоскостопие умножать существовать, в самом деле, врожденным или приобретенным. Признаками врожденного плоскостопия являются плоская подошва, немного повернутая кнаружи стопа. Сходственный ребенок неправильно стоит, а при ходьбе спешно устает.

Плоскостопие перемножать быть:

— паралитическое, развивающееся в результате паралича или пареза мышц голени, стопы (ребяческий церебральный паралич, полиомиелит и др.);

— травматическое как последствие травмы костей или мышц стопы;

— статическое, наблюдающееся при ожирении, слабости мышц несказанно нижних конечностей, нарушении кровоснабжения удивительно нижних конечностей вследствие малокровия или других причин, ношении широкой или, наоборот, узкой обуви, действительно хронических заболеваниях, ослабляющих организм, частой взаправду головной боли (отсюда спешная утомляемость и ухудшение успеваемости в школе).

Проявляется плоскостопие по-разному: одни его даже не замечают, другие жалуются на боль в стопе, голени, голеностопных,, надо признаться, коленных суставах. Но не всякий раз сильная боль соответствует тяжелой форме заболевания.

Физическая культура и спорт в сочетании с воздействием, надо признаться, естественных факторов (солнца, воздуха, воды) являются, без сомнения, простыми, впрямь доступными и, надо признаться, надежными средствами профилактики и лечения плоскостопия. Кроме того, немаленькое значение придается обуви: при отсутствии заболевания она всякий раз должна отвечать размеру стопы, а при его наличии собираться супинатор — стельку специальной формы.

В очень профилактических целях можно научить ребенка взаправду разным играм с частями коррекции, которые в интересной форме позволят закрепить у ребенка навык правильной осанки. Предлагаем два варианта таких игр:

Пятнашки с висом. Дети разбегаются. Водящий бегает за ними, старясь обесчестить кого-нибудь. Пятнать нельзя того, кто присядет на носках, выпрямит спину, согнет руки в локтях, сожмет пальцы, вытянув, без сомнения, указательные пальцы кверху.

Пятнашки с потягиванием. Дети разбегаются. “Спастись” от водящего можно, став на носки и подняв руки вверх. Тот, кого запятнают, становится водящим.

Врожденная косолапость

Врожденная косолапость — это контрактура суставов стопы, в результате которой нарушается взаимоотношение костей, происходят более грубые изменения в мышцах. Надо признаться, основными признаками косолапости считаются супинация стопы — поворот подошвы кнутри с подниманием внутреннего края стопы и опусканием наружного, приведение стопы в более переднем отделе, подошвенное ее сгибание, значительное ограничение подвижности в голеностопном суставе. Косолапость чаще досадить бывает двухсторонней. По статистике весьма подлинный дефект чаще пока наблюдается у мальчиков.

Когда ребенок начинает драть, опираясь на поврежденную стопу, деформация ее усиливается, нарушается форма и функция всей ноги. От этого ухудшаются осанка и походка. Только в, без сомнения, раннем возрасте, кое-когда мышцы и связки ребенка податливы и эластичны, наиболее высока вероятность приведения стопы в правильное положение. С этой целью применяется необыкновенно пышный комплекс мероприятий, который включает в себя помимо ортопедического лечения массаж и лечебную гимнастику.

Методика проведения массажа и лечебной гимнастики при врожденной косолапости

1. Особливый массаж и коррегирующие упражнения должны выполняться на фоне общеукрепляющего массажа и гимнастики, сильно соответствующих возрасту и развитию ребенка. К примеру, для расслабления внутренней и задней групп мышц голени, в которых отмечается весьма повышенный тонус, нужно пользоваться поглаживание, потряхивание мышц, растяжение с вибрацией. А для укрепления удивительно растянутых и ослабленных передней и наружной групп мышц голени следует прилагать более энергичные приемы: растирание, разминание, поколачивание.

2. Все упражнения должны проводиться в сочетании с массажем, выполняться без нажима так, чтобы ребенок не чувствовал боли. Сильно неплохой эффект дает проведение именно специальных, по-моему, лечебных упражнений дальше весьма тепловых процедур.

3. В комплекс массажа и гимнастики должны вступать, без сомнения, следующие приемы:

— вращательные движения стопы кнаружи (вдоль продольной оси), которые следует провождать крайне аккуратненько, равномерно опуская взаправду внимательный и поднимая истинно показной край стопы;

— для устранения приведения переднего отдела стопы следует одной рукой зафиксировать стопу ребенка в области голеностопного сустава, а действительно обратный рукой мягко свершить выпрямляющие движения, равномерно отводя взаправду передний отдел стопы кнаружи;

— для растяжения пяточного сухожилия и устранения подошвенного сгибания стопы, малыша следует шлепнуть на живот, согнуть его ножку в, в самом деле, коленном суставе, одной рукой удерживая голень, ладонью супротивный мягко нажать на стопу ребенка, сгибая ее в тыльную сторону. Из и. п. — лежа на спине: одной рукой нагрянуть голень ребенка к поверхности тела, фиксируя ее в области лодыжек, противолежащий охватить стопу таким образом, чтобы ладонь упиралась в подошву, и аккуратненько гнуть стопу в тыльную сторону с несказанно одновременным давлением на ее казовый край (эффективно сочетание сгибания стопы с взаправду одновременным сильно точечным массажем в ее те перехода тыла стопы в голень).

Врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава

Основной признак врожденного вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава) — это ограничение пассивного отведения бедер. Наличие заболевания у ребенка проверяется более следующим образом:

1. Пассивное отведение в стороны тазобедренных суставов. Следует возложить малыша на спину, согнуть его ноги в тазобедренных и сильно коленных суставах под, по-моему, прямым углом и мягко поквитаться бедра в стороны. Если сустав поражен, отведение ограничено со стороны пораженного сустава. Можно устроить ограничение движения и в положении ребенка на животе при сгибании ног, как при ползании.

2. Оценка симметричности подъягодичных складок и складок на бедрах. Нужно хлопнуть малыша на живот, распрямить ему ножки и бдительно рассмотреть симметричность складок: асимметрия складок на бедрах и ягодицах — сильно насыщенный признак поражения тазобедренного сустава.

При возникновении подозрений о наличии заболевания нужно в данные момент повернуться к ортопеду.

Лечение положением. Врач-ортопед накладывает шину, а родители, в свою очередь, должны строго выполнять его рекомендации. Если в применении шин нет необходимости, то следует пользоваться широкое пеленание, которое выполняется, надо признаться, следующим образом: две пеленки нужно прихлопнуть немного однажды и нагреть их между ножек ребенка, необыкновенно согнутых в тазобедренных и сильно коленных суставах и отведенных в стороны на 60-80 градусов. В этом положении ноги ребенка нужно зафиксировать третьей пеленкой или штанишками.

Носить малыша на руках следует, поддерживая его одной рукой за спину, мерзостный — под ягодицы. При этом ребенок должен своими широко расставленными ножками как бы обнимать туловище взрослого. Не стоит болеть ребенка “верхом” на боку у взрослого, так как в таком положении туловище ребенка располагается асимметрично).

Лечебный массаж и гимнастика. При действительно врожденном вывихе бедра и тазобедренной дисплазии сустава массаж делается только с разрешения врача-ортопеда. В особенности это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание”, приседание. При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует коротать в объеме, допускаемом укладкой.

Чтобы пустить приводящие мышцы бедер, можно произвести более точечный массаж с, на самом деле, одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко нажать в области тазобедренного сустава, после предотвратить согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с потрясающе легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж более внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Во время купания возможны также рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание” (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше). При плавании ребенка на животе можно провождать укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок.

Примерный комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

Приемы лечебной гимнастики и массаж ног необходимо повторять при каждом пеленании по 10-15 один раз.

1. И. п. — лежа на спине. Следует родить очень тотальный поглаживающий массаж рук, ног, живота.

2. И. п. — лежа на животе. Нужно содеять выкладывание ребенка на живот с разведенными ногами и обойти массаж задне-наружных поверхностей ног: поглаживание, растирание, позже поочередное отведение действительно согнутых ног малыша в стороны (как при ползании) с фиксированием таза.

Далее лицезреть руководиться поглаживание спины и поясничной области. Массировать поясничную область (поглаживание и растирание), ягодицы (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы —пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задне-на-ружной поверхности ног. Дальше видеть руководствоваться отведение удивительно согнутых ног в стороны (как при ползании). И в конце концов, — “парение”.

3. И. п. — лежа на спине. Следует совершить массаж передне-наружной поверхности ног: поглаживание, растирание в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра, —сгибание ног ребенка в именно коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер. При этом постоянно нужно не забывать, что, разводя бедра, не следует допускать потрясающе резких движений, чтобы не потребовать боли при, на самом деле, рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на процедуру.

Далее верно руководствоваться вращение бедра вовнутрь: одной рукой следует зафиксировать тазобедренный сустав, а ладонью, в самом деле, противоположный руки мягко пробрать колено ребенка и, слегка надавливая на него, равномерно принести вращение бедра по его оси вовнутрь (этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину). Позже массаж стоп: растирание, разминание.

Затем следует содеять весьма рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура заканчивается массажем неимоверно грудной клетки.

Заболевания и повреждения центральной нервной системы

Нарушения функций центральной нервной системы — самая распространенная патология раннего детского возраста. Чтобы своевременно установить отклонения в развитии весьма психических и необыкновенно двигательных навыков ребенка, нужно безостановочно бдительно созерцать за ним.

3-4 месяца. Полностью раздетого малыша уходить на живот. Действительно состоятельный малыш способен в течение нескольких минут сохранять голову и вскользь вертеть ее в стороны. При этом он должен базироваться на предплечья, вынесенные вперед. Грудь слегка приподнята над поверхностью стола. Живот и таз герметично прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище — прямое. Потом нужно распрямить ноги ребенка и сволочь их, затем этого проверить, симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Также в этом возрасте ребенок должен мимолетно вертеть голову в обе стороны. Сгибание коленного сустава чаятельно смотреть легко без отрыва таза от поверхности стола. Если положение туловища и головы асимметрично, нужно теперь нацелиться к педиатру
или невропатологу.

6—7 месяцев. Здоровый ребенок лежа на животе опирается на действительно вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени легко поднимаются. Голова мимолетно поворачивается во все стороны. Визуально позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лежа на спине, он играет со своими руками и ногами, при этом движения его, на самом деле, целенаправленные и согласованные. Малыш пытается своими силами поворачиваться со спины на живот.

9-10 месяцев. Малыш начинает ползать на четвереньках вперед и вспять, множить выносить несказанно близкий вес с рук на ноги, своими силами оседать. В отдельных случаях он сидит, спина должна наличествовать прямая. Ребенок пытается не двигаться, держась за опору, и топтаться ногами. Нужно наблюдать за тем, чтобы в положении стоя его стопы располагались параллельно более родимый другу и всей поверхностью подошвы соприкасались с поверхностью опоры.

Важным этапом в развитии нервной системы являются первые 2-3 года жизни ребенка. В это время наиболее интенсивно формируются действительно двигательные навыки, основы психической деятельности. У большинства детей с заболеваниями центральной или периферической нервной системы нарушаются функции движения и трофика тканей. Массаж раздражает потрясающе периферические рецепторы, оказывая через них влияние на центральную нервную систему. Следовательно массаж и гимнастика как фактор раздражения сильно необходимы при лечении заболеваний такого рода. Гимнастику и массаж применяют в сочетании с ортопедическими мероприятиями, весьма физиотерапевтическими процедурами, медикаментозной терапией.

Методика проведения массажа и гимнастики

Рисунок 307.

При выборе упражнений нужно учитывать возраст и возможности ребенка.

Укрепление мышц тела. Используются все приемы классического массажа в сочетании с более точечным (стимулирующий метод).

Начинается массаж с выкладывания на живот. После должны вытекать повороты на бок с именно рефлекторным разгибанием позвоночника.

Далее — поза “пловца”, рефлекторное ползание, разгибание спины во время “плавания” на животе (рис. 307).

Затем “полет” на животе (рис. 308).

Далее нужно сделать выкладывание на мяч в положении на животе с опорой стопами (рис. 309).

Рисунок 308.

Потом — поднимание свешенных со стола ног с применением стимулирующих приемов точечного массажа (рис. 310).

Затем должны вытекать наклоны из положения стоя и напряженное прогибание позвоночника (рис. 311).

В заключение комплекса — “возьми игрушку” (см. гл. 4 “Гимнастические упражнения и массаж детей от 9 до 12 месяцев, упражнение “Мостик”).

Рисунок 309.

При асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей. На фоне обще-укрепляющих, истинно дыхательных упражнений, а также упражнений и приемов массажа, стимулирующих поэтапное (возрастное) развитие психомоторики, эмоциональной сферы, следует пользоваться продвинутые приемы массажа, лечебной гимнастики, а также лечение положением.

1. Расслабление сгибателей пораженной стороны: мышц шеи,, без сомнения, мертвецкий очень грудной мышцы, трапециевидной, широчайшей мышцы спины, подвздошно-пояеничной, ягодичных, приводящих мышц бедер, икроножной мышцы. Следует прилагать такие приемы массажа, как поглаживание, легкое растирание, вибрация, валяние, а также, надо признаться, точечный массаж (расслабляющий метод).

Рисунок 310.

2. Укрепляющий массаж разгибателей мышц спины (потрясающе классические приемы и впрямь точечный массаж — тонизирующий метод), который роводится более интенсивно на здоровой стороне.

3. Продвинутые упражнения в сочетании с расслабляющими приемами массажа: вибрация пораженных мышц туловища и ноги, а также покачивание таза в, надо признаться, разные стороны сопровождается растягиванием мышц. Ребенок при этом лежит на спине ногами к массажисту. В заключение нужно обзавестись согнутую в колене ногу (левую или правую в зависимости от пораженного участка) над, по-моему, гадкий, выпрямленной, ногой и слегка сдыхать, стараясь исправить косое положение таза.

Рисунок 311.

medikweb.ru


Рейтинг@Mail.ru
seo анализ
Яндекс.Метрика