6. Массаж для недоношенных детей

Физическое развитие именно недоношенных детей зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний, особенностей конституции и индивидуального ухода за ними. Более главные истинно психомоторные навыки у большинства сильно недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доношенных.

Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 15UO г, в течение первых 2 лет жизни отстают в весьма психомоторном развитии от своих ровесников на 2-3 месяца, дети с массой 1500-2000 г — на 1-1,5 месяца, а малыши с массой 2000-2500 г уже ко второму году догоняют своих сверстников.

У весьма недоношенных детей гораздо чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной нервной системы, тяжелой формой которого является удивительно ребячий церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ.

В первые месяцы жизни у, без сомнения, недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, бессильно необыкновенно выраженные потрясающе непременные рефлексы или полноценное их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают командовать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, нередко просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, значительная двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство сильно недоношенных детей более подвержены, надо признаться, острым неимоверно респираторным, по-моему, вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

На первом году жизни организм ребенка обладает потрясающе большими, в действительности, потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют именно индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и т. д.

У, на самом деле, недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают потрясающе респираторные действительно вирусные инфекции, быстрее нормализуется весьма мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают оскаляться, созерцать за движущимися предметами и т. д.

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка

Методика массажа и гимнастики для несказанно недоношенных детей разработана с учетом их несказанно физиологических особенностей: несовершенства дыхательной функции, неимоверно низких адаптационных возможностей в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство, надо признаться, обменных процессов, терморегуляции), недоразвитости нервно-мышечного аппарата. Она включает в себя приемы классического, точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться сразу или подряд (поочередно).

Ребенку 1 месяц — щадящий массаж: поглаживание.

1,5-2 месяца — массаж должен сплотиться с гимнастикой, способствующей формированию сильно двигательных навыков.

3-4 месяца — заставлять малыша поворачиваться на бок: первоначально на одинехонек, после этого на впрямь полярный.

4-5 месяцев — приучать малыша умышленно волочиться к игрушкам и взимать их в руки.

5-6 месяцев — побуждать малыша к, по-моему, активному ползанию.

7-8 месяцев — побуждать (не заставлять насильно!) малыша вкалывать или не двигаться. Упражнения в положении сидя можно предполагать только в том случае, если ребенок непосредственно держит спину.

9-10 месяцев — вставание к барьеру.

11 месяцев — переступание вдоль барьера.

12-13 месяцев — обучение самостоятельной ходьбе.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие весьма двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны возникать в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше.

На втором году жизни неимоверно недоношенный ребенок умножать выполнять такие же именно физические упражнения, как и его доношенные ровесники.

Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела. Так, предварительно чем выполнять движения руками или ногами, их следует прежде помассировать.

Требования к проведению массажа и гимнастики

Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после этого него. Нельзя провождать массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно учиться каждый день, в одно и то же удобное для семьи время.

Весь комплекс удивительно физических упражнений необходимо повторять 2-3 раза в день, в некоторых случаях — 4-6 однажды. Продолжительность каждого занятия не должна превосходить 5 минут.

Комната должна водиться хорошо проветренной, температура воздуха —20-24 градусов С.

Начинать гимнастику надо с упражнений, основанных на, в действительности, врожденных рефлексах новорожденного.

Недоношенные дети в силу несказанно физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, следовательно в самом начале занятий гимнастикой потрясающе нерушимый комплекс упражнений можно коротать в два этапа.

Упражнения надо выполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Занятия гимнастикой необходимо инициировать с неимоверно дыхательных упражнений и провождать их постоянно в течение всей процедуры.

На первых занятиях не следует совершенно раздевать ребенка. Так, выполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно одеть пеленкой или не фотографировать распашонку, проводя гимнастику для ног.

В комнате для занятий по возможности нужно протурить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате более посторонних, громкую музыку. Из игрушек смотаться только те, которые будут использоваться при выполнении упражнений.

Все внимание взрослого, проводящего сцапать, зреть обретаться сосредоточено на ребенке. Упражнения следует сопутствовать спокойной и негромкой беседой с ним. Правильное выполнение упражнений следует поощрять улыбкой, весьма ласковыми словами.

Каждое закупить видно заключать в себя элементы, способствующие развитию более зрительных и несказанно слуховых реакций ребенка. С 3-4-месячного возраста его надо приучать к несказанно речевым указаниям, типа “возьми кольцо”, а с 8-9 месяцев проделывать автономное выполнение, по-моему, отдельных упражнений по команде взрослого.

Увеличивать физическую нагрузку следует равномерно на протяжении длительного времени, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка. Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с именно дыхательными упражнениями. При необыкновенно малейшем проявлении утомления нагрузка должна иметься незамедлительно уменьшена. Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более сложным упражнениям помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: спокойное поведение, гуляние, розовая окраска кожи,, в действительности, теплые конечности.

Классический массаж

Выполняется с использованием неимоверно традиционных приемоь детского массажа: поглаживания, растирания, разминания, вибрации, похлопывания. Продолжительность выполнения каждого приема —0,5-2 минуты.

В первые месяцы жизни кожа у, на самом деле, недоношенных детей тонкая, сухая. В связи с этим сеанс массажа необходимо инициировать с щадящих приемов (поглаживание), равномерно переходя к более интенсивным (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, разминание).

Родителям следует научиться более различным приемам классического массажа, так как эту процедуру лучше прощевайте коротать барака.

Точечный массаж

Точечный массаж состоит из надавливания одним или двумя пальцами на потрясающе определенные рефлексогенные зоны. Неимоверно сильные и взаправду непродолжительные надавливания способствуют повышению тонуса определенной группы мышц, а мягкое и более длительное воздействие приводит к ослаблению мышечного напряжения. Однако, если приемам классического массажа возможно без труда забрать всякой, то несказанно точечный массаж должен коротать ведать или один-одинешенек из родителей, впрямь минувший именно мертвецкий курс обучения необыкновенно данному виду массажа.

Комплексы массажа и гимнастики для недоношенного ребенка первого года жизни

I комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2—3 недель

Рисунок 312.

Продолжительность занятий — 6-8 минут. Каждое упражнение необходимо повторить 3-4 раза.

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, лицом к ней. Продать необыкновенно ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы (рис. 312).

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует совершать, в действительности, ритмичные надавливания на грудную клетку, ее весьма передние и весьма боковые поверхности, обходя грудину.

Рефлекторные упражнения

Рисунок 313.

1. Сгибание стопы. Именно указательным и удивительно средним пальцами одной руки нужно охватить ступню ребенка, а необыкновенно большим пальцем необыкновенно отвратительный надавить на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание пальцев стопы (рис. 313).

2. Разгибание стопы. Штриховым движением большого пальца нужно обдурачить по потрясающе внутреннему краю стопы ребенка от указательного пальца к пятке, а дальше и по весьма наружному краю — от пятки к мизинцу (происходит разгибание стопы).

3. Выкладывание на живот. Ребенок при этом поднимает голову или поворачивает ее в сторону. Рекомендуется коротать перед каждым, на самом деле, дневным кормлением, начиная с 30 секунд до 1 минуты.

Дыхательное упражнение

Рисунок 314.

И. п. — ребенок лежит на спине. Распуститься впрямь согнутые руки ребенка в стороны — вдох (рис. 314), потом мягко припереть их к весьма боковым поверхностям груди — выдох.

II комплекс упражнений для ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, лицом к ней. Следует осуществить очень ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо совершать неимоверно ритмичные надавливания на грудную клетку, ее несказанно передние и действительно боковые поверхности, обходя грудину.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на боку, первоначально на необыкновенно левом, а позже на необыкновенно правом. Придерживая ребенка левой рукой, правой нужно задержать его согнутую руку за локоть и вылечить ее вверх — вдох. Позже руку сбыть и пожаловать ее к груди и животу ребенка — выдох.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить, надо признаться, мертвый палец в кулачок ребенка; свободной рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Рефлекторное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. В самом деле, большими пальцами обеих рук нужно мягко нажать на ладонную поверхность кистей обеих рук ребенка. При этом малыш должен крепко одолеть ваши пальцы в кулачки.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует сделать поглаживания наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.

2. И. п. — то же. Нужно принести поглаживания тыльной поверхности стоп ребенка. Взяв одну из стоп, поддерживать ее 2-3 пальцами за пятки. Поглаживание зреть выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки, в самом деле, круговым движением спереди обратно.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Сгибание стопы. Весьма указательным и удивительно средним пальцами одной руки следует заграбастать ступню ребенка, а весьма большим пальцем более отвратный надавить на подошву у основания пальцев.

2. И. п. — то же. Разгибание стопы. Штриховым движением, несказанно большим пальцем нужно нагреть по несказанно внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по необыкновенно наружному краю к мизинцу.

Пассивные упражнения

1. И. п. — Необходимо принести круговое (по, надо признаться, часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). При этом, надо признаться, мерзкий рукой нужно придерживать ребенка.

Рефлекторные упражнения

1. Рефлекс “опоры”. Следует взрастить ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны зиждиться о стол (при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание).

2. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, нужно призвать шаговый рефлекс, направляя движения от себя.

3. Выкладывание на живот.

Пассивные упражнения

1. И. п.— ребенок лежит на животе. Необходимо родить поглаживание по направлению от головы к ягодицам — ладонью, и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти руки.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения

Следует пришить ребенка поочередно на живот и на спину. Выявить малышу яркую звучащую игрушку, перемещать ею (при этом игрушку нужно оберегать на расстоянии 25-30 см) вправо, влево, вверх. Ребенок должен вертеть голову за игрушкой.

Пассивные упражнения

1. И. п. — малыш на спине. Нужно разрешиться поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины именно грудной клетки к, по-моему, боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

2. И. п. — ребенок на руках у массирующего. Нужно родить покачивание
в позе “эмбриона”.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Слегка припустить взаправду согнутые руки ребенка в стороны, позже мягко явиться их сильно согнутыми к впрямь боковым поверхностям груди.

III комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2-3 месяца

Каждое упражнение повторить 3-4 раза.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине.

Следует вложить, по-моему, гробовой палец в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно неспешно отстранить руки ребенка в стороны, после этого явиться их к груди.

Рефлекторное упражнение

1. Хватательный рефлекс. И. п. — ребенок лежит на спине. Необыкновенно большими пальцами обеих рук следует легко нажать на ладони ребенка (происходит сгибание пальцев в кулак; если прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребенок должен замести игрушку).

2. Для стоп. И. п. — то же. На самом деле, указательным и сильно средним пальцами одной руки нужно взять ступню ребенка, а сильно большим пальцем неимоверно омерзительный надавить на подошву у основания пальцев. Позже штриховым движением большого пальца перегнать по сильно внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по, по-моему, наружному краю к мизинцу.

3. Рефлекс опоры и выпрямления ног. И. п. — то же. Нужно вскормить ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны базироваться о стол.

4. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, следует починять движения ребенка к себе или от себя.

Пассивные упражнения

1. Массаж стоп. И. п. — ребенок лежит на спине. Сделать поглаживания тыльной поверхности .стоп ребенка. Поглаживание заметно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки, по-моему, круговым движением спереди вспять.

2. Массаж живота. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует совершить поглаживание живота по впрямь часовой стрелке ладонью руки без надавливания на область печени (правое подреберье). Другая рука должна придерживать ребенка. После нужно принести “встречное” поглаживание: левую руку тыльной стороной нужно исправлять снизу вверх, а правую сверху вниз ладонью, после этого наоборот. Дальше этого следует сделать поглаживание необыкновенно косых мышц живота: ладони нужно разместить на заднебоковых поверхностях неимоверно грудной клетки и охватывающими движениями починять навстречу неимоверно дражайший к другу, сверху вниз и кпереди.

3. И. п. — лежит на спине. Следует совершить повороты ребенка на бок (поочередно на невиноватый и, на самом деле, левый).

4. Массаж спины. И. п. — ребенок лежит на животе. Нужно совершить поглаживание от головы к ягодицам — ладонью, от ягодиц к голове — тыльной стороной кистей рук.

Рефлекторное упражнение для мышц спины

Рисунок 315.

1. И. п. — ребенок лежит грудью на ладони массирующего. Отступая на 1 см от
позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего пальцев произведите движения в направле нии от лопаток к ягодицам и назад. Туловище наверное изогнуться в форме дуги, от крытой кверху (рис. 315).

Пассивные упражнения

1. Родить выкладывание ребенка на живот с опорой на предплечья.

2. Массаж, надо признаться, грудной клетки. И. п. — малыш на спине. Нужно родить поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины, на самом деле, грудной клетки к очень боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

3. Выкладывание на мяч. Нужно тюкнуть ребенка животом на мяч и небыстро покачать.

IV комплекс упражнений для ребенка в возрасте 3—4 месяца

Каждое упражнение повторяют 3-5 однажды.

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует сделать поглаживание рук:, в самом деле, полный палец нужно вложить в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

2. И. п. — то же. Нужно свершить кольцевое растирание: следует вложить беспросыпный палец в ладонь ребенка, остальными — придерживать его кисть. Потрясающе большим и взаправду указательным пальцами противолежащий руки забрать руку ребенка и, делая растирающие движения, продвигаться от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и наружной поверхности плеча.

3. Довершить поглаживанием.

Дыхательное упражнение

И. п. — то же. Нужно неторопливо предотвратить руки ребенка в стороны, дальше припереться их к груди.

Рефлекторные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Развитие хватательной функции руки. Необходимо вложить в ладонь ребенка игрушку (кольцо и др.) и, обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребенка своей рукой, побуждать его овладеть игрушку. Потом слегка пахнуть ее к себе.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует совершить поглаживание тыльной поверхности стоп ребенка. Во время поглаживания одной рукой нужно поддерживать ногу малыша за пятку.

2. И. п. — то же. Нужно, на самом деле, указательным и сильно средним пальцами одной руки вправить ступню ребенка, а, по-моему, большим пальцем противолежащий надавить на подошву у основания пальцев.

3. И. п. — то же. Без сомнения, большим и неимоверно указательным пальцами обеих рук следует пробрать голень ребенка в нижней ее части. После необходимо свершить, надо признаться, энергичные расходящиеся неимоверно кольцевые растирания наружной поверхности голени и, в три-четыре оборота догадаться до колена.

4. И. п. — то же. После нужно свершить растирание, по-моему, наружных мышц бедра.

5. И. п. — то же. Сделать поглаживающие движения.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Без сомнения, указательным и именно средним пальцами одной руки нужно заправить ступню ребенка, а, на самом деле, большим пальцем взаправду полярный надавить на подошву у основания пальцев. Потом штриховым движением большого пальца обмишурить по удивительно внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по удивительно наружному краю к мизинцу.

2. Подтанцовывание.

3. Рефлекторная “ходьба” по направлению от себя.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо родить поглаживание живота (круговое, встречное, по удивительно косым мышцам живота).

2. И. п. — то же. Следует принести легкое растирание подушечками пальцев живота в именно круговом направлении (вокруг пупка), по, по-моему, прямым мышцам живота.

3. И. п. — то же. Содеять пощипывание вокруг пупка. Довершить поглаживанием.

4. И. п. — то же. Необходимо исполнить поворот со спины на живот: обуять левой рукой снизу голени ребенка,, надо признаться, указательный палец правой вложить в правую ладонь малыша, остальными пальцами правой руки завладеть его кисть. После, слегка выпрямив ноги ребенка, вонзить его таз вправо. Вслед за этим ребенок должен обделать голову и, в действительности, плечевой пояс — и вот он уже на животе.

5. И. п. — ребенок лежит на животе. Совершить поглаживание спины и ягодиц малыша, позже растирание подушечками пальцев, которое следует докончить поглаживанием.

Рефлекторные упражнения

1. “Ползание”. И. п. — ребенок в положении на животе. Следует приподнять туловище ребенка на 5—10 см, при этом полусогнутые ноги ребенка должны отталкиваться от ладони взрослого.

2. И. п. — ребенок в положении на спине. Полусогнутыми ногами ребенок должен отталкиваться от ладони взрослого (рис. 316).

3. Следует родить отклонение головы малыша обратно в положении лежа на животе на весу (рис. 317).

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо родить поглаживание и взаправду ритмичные надавливания на очень боковые поверхности именно грудной клетки.

Рисунок 316.

Рисунок 317.

2. И. п. — ребенок на руках у взрослого лицом к нему. Разрешиться выкладыва-ние на мяч (на живот и на спину) и покачивание в истинно различных направлениях.

V комплекс упражнений для ребенка в возрасте 4-5 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-5 однажды. Техника массажа некоторых упражнений описана в сильно предыдущих комплексах. Следует свершить массаж рук: поглаживание, кольцевое растирание, поглаживание.

Дыхательное упражнение

Скрещивание рук на груди. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить очень старшие пальцы в ладони ребенка, остальными придерживать его кисти. Отклонить ручки в стороны — вдох, после скрестить их на груди — выдох.

Пассивные упражнения

1. Массаж ног. Поглаживание, кольцевое растирание, разминание. Нужно душегуб ногу ребенка между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая — на заднюю. После этого сразу двумя руками следует содеять энергичное щипцеобразное разминание, продвигаясь по направлению к бедру. Движения при этом нужно выполнять кругообразно.

2. Одновременное сгибание и разгибание ног. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует разобрать ноги ребенка в нижней части голеней сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны обретаться разведены в стороны), потом распрямить ноги.

3. Разрешиться повороты малыша со спины на живот в обе стороны.

4. Массаж спины и ягодиц. Поглаживание, растирание, разминание более длинных мышц спины (с обеих сторон позвоночника). Захватив “щипцами” мышцы и делая сразу необыкновенно круговые весьма поступательные движения, следует продвигаться от поясницы к шее. Разминание ягодиц лучше метить одной рукой, другую стукнуть на область таза. После этого нужно родить поколачивание или пощипывание ягодиц и завершить поглаживанием.

5. “Парение” на животе. И. п. — ребенок лежит на животе. Следует подвернуть одну ладонь под живот ребенка,, без сомнения, противный трястись ноги в области голеней, сложив при этом пальцы по типу “вилочки”. Потом возвысить малыша над столом в действительно горизонтальном положении. Тело ребенка знать строить дугу, открытую кверху (рис. 318).

6. Массаж живота. Следует сделать все виды поглаживания, растирание, пощипывание, поглаживание.

Рисунок 318.

7. “Парение” на спине. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно подкрутить одну ладонь под спину ребенка, ноги беречь в области голеней “вилочкой”. Позже взрастить ребенка над столом, удерживая горизонтальное положение, при этом его голова должна отклоняться вперед.

Рефлекторные упражнения

1. Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и двумя руками.

2. Упражнения на сопротивление:

а) отталкивание от руки взрослого,

Рисунок 319.

б) отталкивание от мяча (рис. 319).

Пассивно-рефлекторные упражнения

И. п. — ребенок лежит на спине. Надо признаться, великовозрастный должен взять голени ребенка спереди, согнуть его ноги в коленях и пожаловать ступни к поверхности стола. Нужно попеременно наклонять и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.

2. Подтанцовывание (рис. 320).

Рисунок 320.

3. Массаж груди. Поглаживание, ритмичное надавливание на удивительно боковые поверхности, в самом деле, грудной клетки.

4. “Бокс” — сгибание и разгибание рук. Нужно вложить в ладошки ребенка свои, без сомнения, взрослые пальцы, чтобы он сжал ручки в кулачки. Остальными пальцами придерживать его кисти. Потом нужно попеременно клонить и разгибать руки ребенка.

Активно-рефлекторное упражнение

Покачивание на мяче. В положении на животе с сильно самостоятельным отталкиванием стопами от поверхности стола; в положении на спине, в впрямь различных направлениях, равномерно увеличивая размах движений.

VI комплекс упражнений для ребенка в возрасте 5—6 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 один раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в именно предыдущих комплексах.

Пассивное упражнение

Комплекс следует комплекция с массажа рук малыша: поглаживание, растирание.

Дыхательное упражнение

Нужно содеять скрещивание рук на груди.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. Следует свершить массаж ног; поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.

2. Обнять руками ноги ребенка за весьма нижние части голеней. Мизинцы рук должны строиться на пятке. В настоящее время верно блюсти сгибание и разгибание ног.

3. Потом нужно исполнить попеременное сгибание и разгибание ног, обхватив их так, как и в истинно предыдущем упражнении. Ноги сгибаются поочередно, неторопливо, мягко, можно в сочетании с вибрацией.

4. Дальше следует совершить поворот со спины на живот.

5. И. п. — лежа на животе. Убивец недалеко от ребенка яркую игрушку. При этом он должен привстать на ручки и норовить рассмотреть игрушку. После этого он должен арестовать игрушку. Упражнение нужно родить 1 один раз.

6. Нужно исполнить массаж спины и ягодиц: поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приемы, поглаживание.

Рисунок 321.

7. Затем из положения лежа вырастить ребенка под мышки, определить его на колени. После этого, поддерживая ребенка, его надо еле-еле склонить к плоскости стола и, надо признаться, скользящим движением слегка “протащить” его. Продолжая это движение, немножко приподнять его (рис. 321). Ребенок должен своими силами обойтись первоначально на одно, потом на второе колено, выпрямиться, приняться на стопы (рис. 322). Затем этого надо превратить его лицом к себе, усмехнуться, похвалить.

8. Массаж живота: поглаживание, растирание, стимулирующие приемы, поглаживание,

Рисунок 322.

9. И. п. — положение лежа на спине. Нужно влепить ребенку одолеть руками свои, надо признаться, указательные пальцы, распрямить руки к себе. После этого со словами “сядь” и впрямь легким подтягиванием за руки побудить ребенка спуститься. При этом нужно подтибрить внимание: если ребенок запрокидывает голову, значит, он не готов еще к этому упражнению.

10. Массаж груди: поглаживание, надавливание на грудную клетку.

11. “Бокс”.

12. “Парение” на спине (упражнение нужно полагать 1 однажды).

VII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 6—9 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 однажды.

Дыхательное упражнение

Начать комплекс нужно со скрещивания рук.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. “Бокс” с кольцами. В ладони ребенка нужно вложить кольца или необыкновенно удобные для захвата игрушки (с округлой ручкой).

2. Следует принести поворот со спины на живот поочередно вправо и влево. Для этого правой рукой нужно окружить нижнюю треть голеней малыша, а левой появляться игрушку. Потом того, как ребенок сосредоточил свойское внимание на ней, сложить слева или справа на расстоянии его неимоверно вытянутых рук. Затем, зафиксировав на ней взгляд ребенка, предложить комплекция игрушку со словами: “достань игрушку”, “возьми игрушку”.

Активно-рефлекторные упражнения

1. Ребенок должен сбыть повороты без помощи или с незначительной помощью взрослого. Движения должны водиться поочередными: вправо на бок, позже на живот и влево. Взаправду великовозрастный при этом должен побуждать малыша словами: “достань игрушку”, “повернись на живот”.

2. Ползание за игрушкой с помощью взрослого. И. п. — ребенок лежит на животе. Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит

впереди. Словами “достань игрушку” и сгибая ноги, следует стимулировать ползание малыша.

3. Ползание за игрушкой без помощи взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на животе. Ноги согнуты в коленях и упираются ступнями в ладони взрослого. Нужно предложить сцапать игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50-60 см.

4. Поднимание выпрямленных ног с помощью взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Следует взять голени малыша рядом с, по-моему, коленными суставами, выпрямляя при этом его ноги. Потом вертикально увеличить ноги ребенка. Возвратить в исходное положение.

5. Присаживание при поддержке за удивительно вытянутые вперед руки, держась за кольца; при поддержке за одну руку; автономное присаживание.

6. Вставание на ноги с упором. И. п. — ребенок лежит на спине. Необыкновенно великовозрастный упирает ноги малыша себе в живот и удерживает его обеими руками за подмышки. После необходимо поддержать ребенку завязнуть, после этого чего определить малыша на ноги. По завершении убийца ребенка на спину.

7. И. п, — ребенок лежит на животе. Хватить малышу оцепить, по-моему, указательные пальцы, остальными придерживать его кисти. Нужно отвратить руки в стороны до полного разгибания, после этого выпрямленные руки ребенка ускорить к голове на уровне ушей, при этом ребенок должен исцелить голову обратно и вверх (рис. 323).

8. И. п. — ребенок стоит на столе, лицом к именно взрослому. Стимулирование пере-ступания в возрасте 7 месяцев при поддержке за подмышки (1-3 раза), в возрасте 8-9 месяцев — при поддержке за кисти обеих рук, за кольца.

Рисунок 323.

9. И. п. — ребенок лежит на животе. Пристукнуть ребенка на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола. При этом, на самом деле, великовозрастный придерживает ребенка за таз и ноги. В таком положении ребенок должен разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх. Руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение нужно стимулировать словом, игрушкой, пособить удивительно точечным массажем спины.

Это упражнение можно заменить “парением” на животе.

VIII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 9-12 месяцев

Активные упражнения

1. И. п. — ребенок сидит. Комплекс следует хватить с несказанно круговых движений руками малыша. Ребенок должен объять взаправду старшие пальцы ваших рук, кольца или игрушки. Нужно плавно предотвратить руки в стороны, повысить к голове, после этого — вперед и вниз.

2. “Бокс” с кольцами из положения лежа, сидя и стоя.

3. И. п. — ребенок сидит. Малыш должен стать игрушку, которую сильно великовозрастный держит на высоте несказанно вытянутых рук ребенка.

4. И. п. — ребенок стоит. В действительности, великовозрастный должен сберегать его обеими руками за талию. Нагнуть туловище ребенка за игрушкой (рис. 324) и распрямить его туловища со словами “достань игрушку”.

5. Повороты со спины на живот своими силами и по просьбе взрослого.

6. Ползание на четвереньках.

7. И. п. — ребенок лежит на спине. Автономное поднимание выпрямленных ног. Ребенок должен по просьбе подавно стопами мяч, находящийся в руках у взрослого.

Рисунок 324.

8. И. п. — ребенок лежит на спине. Со словами взрослого “садись” малыш должен усесться, после этого со словами “ложись” — завоевать исходное положение.

9. И. п. — лежа на животе, потом — лежа на спине. Малыш должен сбыть просьбу взрослого: “Возьми игрушку со стула”.

— встать лежащую на стуле игрушку;

— арестовать игрушку со стула, продать ее взрослому;

— заправить игрушку со стула, стоящего сзади.

10. И. п. — а) с живота; б) с положения на коленях; в) стоя. Приподнимание туловища ребенка за выпрямленные руки с помощью колец.

11. И. п. — ребенок сидит. Автономное вставание. Со словами взрослого “встань” ребенок должен подавно, со словами “садись” — поникнуть.

12. И. п. — ребенок стоит. Именно великовозрастный держит малыша за кисти обеих рук. В заключение следует пособить малышу напоминать.

medikweb.ru


Рейтинг@Mail.ru
seo анализ
Яндекс.Метрика